Кяхта. Взлет и падение Русского Чайного пути.

Кяхта. Взлет и падение Русского Чайного пути.

Кяхта. Взлет и падение Русского Чайного пути.

Почему чай в России 18-19 века стоил дешевле чем в Европе?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в том, как чай попадал в Россию. Русские купцы закупали чай в приграничном городке Кяхта.

Сегодня Кяхта – это небольшой город в Бурятии на границе с Монголией, с населением 20 000 человек, его историческая роль в распространении чая в России и даже в мире исключительно велика. В 18-19 веках – этот город был процветающим. Из 4000 человек населения 276 были купцами, причем 60 из них принадлежали к купцам первой гильдии, и имели оборот более 5 миллионов рублей в год. Как это стало возможным?

Обычно города строят на такой местности, где людям будет удобно добывать все необходимое для жизни: воду, строительный материал, еду и места для выпаса стадов домашнего скота. Однако Кяхта возникла в неблагоприятном климате – сухая степь на много сотен километров вокруг, узкая и пересыхающая речушка, почвы каменистые и не пригодные для возделывания огородов. И тем не менее, в считанные десятилетия этот город становится исключительно богатым и развитым. На налоги от активной торговой деятельности в городе было построено 9 учебных заведений. И его называли то Клондайком (регион в Канаде, получивший рост и развитие во время «золотой лихорадки»), то Москвой на Востоке. Кяхта представляла собой, как сказали бы сейчас, свободную экономическую зону.

Значение Кяхты было исключительно велико, так как это был не просто торговый пост, не просто ворота, соединяющие разные страны, разные экономики мира. Это были ворота, соединяющие разные цивилизации. Город Кяхта был основан на границе с Китайской империей по указу Петра I. В эпоху династии Цин Монголия была частью Китайской империи (с 17 по 20 век). Кяхта – это торговое поселение со стороны Российской империи, Маймачен – торговое поселение со стороны Китая. Две этих фактории разделяла небольшая площадь, и начало торговых отношений между ними было зарегистрировано в 1728 году. В считанные годы объем торговли достиг небывалого размаха.

Китайцы учили русский, чтобы русские не могли узнать об их торговых хитростях. И по воспоминанию современников, они всячески старались надуть русских купцов. В Маймачене – торговой фактории на границе со стороны Китая – население состояло из одних мужчин и проходящих обучение на купцов мальчиков. Это было связано с запретом женщинам покидать пределы Китая.

В Кяхте же сформировался обычный уездный город, но не обычный по уровню жизни. Купцы строили себе добротные дома, часто двухэтажные с каменным или деревянным первым этажом. Их жены и дочери одевались по последней моде. Питались они исключительно хорошо, позволяли себе ежедневно спускать большие суммы денег на дорогие вина, которые привозились из Европы, и конечно же на чай. Кроме собственного комфорта купцы заботились и о процветании города – строили различные учебные заведения. Кяхта стала торговым центром, где происходил обмен ценными товарами.

Из Кяхты начинался Великий Чайный путь. Это был маршрут до Санкт-Петербурга, который у купцов занимал целый год. Маршрут пролегал мимо таких крупных городов как Иркутск, Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Москва.

Один из самых знаменитых чайных купцов был Алексей Иванович Перлов, который в 18 веке основал чайную компанию и начал одним из первых напрямую закупать чай у китайцев. В 1918 году бизнес Перловых был национализирован, однако сам дом сохранился по сей день и функционирует как магазин чая на Мясницкой улице в Москве. А в подмосковном городе Мытищи есть район Перловка, станция Перловская. Там было московское поместье богатейшего купца и его семьи.

В 1800 году в Кяхте было закуплено 900 тонн чая, в 1820 – 1600 тонн чая, а уже в 1830-е более 2500 тонн. Такой рост импорта чая из Китая объяснялся несколькими причинами: исключительной популярностью этого напитка, стремительно набиравшей обороты во всем мире. А также тем, что Китай был закрытым государством вплоть до 20 века, а в 18 веке вел торговлю с внешним миром только в факториях – в Гонгконге и в Кяхте-Маймачене. Индийского чая на тот момент еще не существовало, англичане лишь позже выкрадут кусты чая из Китая и создадут плантации в Индии. Таким образом, весь чай на мировой рынок поступал из Китая либо по Великому Чайному пути от Кяхты до Москвы, либо из Гонконга по морю в Англию, в Лондон. А оттуда уже чай поступал в США.

Британская Ост-Индская компания – это было частное предприятие монополист с акционерным участием государственных средств Великобритании. Они покупали чай за деньги, за серебро и привозили на кораблях в Лондон, где проходил аукцион. Посредники закупали чай в Лондоне и везли его в США. Сама Ост-Индсткая компания не имела права торговать чаем в США, только в Лондоне. Таким образом, когда чай доплывал до США он стоил уже очень дорого, к тому же там он облагался налогами и пошлинами. Но был в США и контрабандный чай – это тот чай, который в Гонконге закупали голландцы, а не англичане и тот чай, который закупали русские в Кяхте. 57% чая, закупленного в Кяхте, потом продавалось в Англии, 13 % попадало в США, а остальные 27% распространялось на территории Российской Империи. Такие политико-экономические причины обуславливали рост и процветание Кяхты.

Русские купцы покупали китайские товары не за деньги, а шел обмен товар на товар. Россия меняла пушнину на ткани, специи и чай. В 18 веке мех был эквивалентом «черного золота» (нефти) в 20 веке.

Как раз то, что в Россию чай попадал проще чем в Европу и минуя многочисленных посредников, объясняло, почему чай был доступен даже для бедняков. В 18 веке в дневниках иностранных дипломатов, живших в Российской империи, часто встречаются удивленные записи о том, что такой элитарный напиток на Западе как чай в России пьют все сословия и по многу. Понятное дело, это был в основном дешевый кирпичный чай. Этот напиток очень пришелся по душе русским, так как в России всегда холодно, а чай хорошо согревает. В самой Кяхте чай пили очень много, но воды в монгольской степи было мало, речушка пересыхала. Так что воду приходилось привозить издалека. В Кяхте любили пить чай на монгольский манер – с добавлением сливочного масла, молока и соли. Такой чай был не только согревающим, но и питательным.

Кяхта стал отправной точкой для знаменитых научно-исследовательских экспедиций в Азию – экспедиций Николая Пржевальского, Владимира Обручева и других великих географов.

Упадок города случился в конце 18 века, и причин у этого тоже было несколько:

1. Англичане покупали чай в Гонконге за деньги, а русские в обмен на товар. Естественно для продавца деньги предпочтительнее. Другой уже вопрос – откуда англичане брали серебро. А серебро они выменивали за опиум, которым дурманили китайцев.

2. В конце 19 века была построена Транссибирская магистраль – железная дорога, которая проходила в стороне от Кяхты. Чайный торговый путь стал не актуален, и постепенно произошел упадок города.

3. В середине 19 века был построен Суэцкий канал, который соединил Средиземное и Красное море. Судам Британской Ост-Индской компании и другим больше не надо было огибать Африку, чтобы привезти товар из Индии и Китая в Европу. Доставка чая и других товаров стала обходиться значительно дешевле.

Все эти грандиозные транспортные сооружения полностью изменили логистическую картину 19 века. Удивительно, как все взаимосвязано. Судьба маленького, но мощного торгового городка Кяхты напрямую зависела от мировой экономики, политики и технологического прогресса.