Чайный домик

Чайный домик

Чайный домик

Архитектура Японии имеет свое неповторимое лицо. Японские чайные домики отличаются утонченной красотой, хотя на взгляд европейцев слишком просто и бедно обставлены. Как правило, это одноэтажные небольшие здания легкой конструкции с соломенной крышей. Чайный домик назывался иероглифом «сукия», который в переводе означает дом фантазии. Дух чайного домика отражает поэтический порыв. Это своеобразное пристанище пустоты, дополненное лишь малочисленными украшениями. Песнь, восхваляющая своеобразие.

чайный домик

ООО Компания “Чайгород”

Впервые чайный домик, предназначенный для проведения чайной церемонии, был построен знаменитым мастером Рикю, человеком создавший каноны пития чая. Иногда помещение для чайной церемонии является одной из комнат многоквартирного дома или даже частью комнаты, выгороженной ширмой. Чайные домики – это отдельно построенные дома, предназначенные исключительно для чайных церемоний. Планировка включает несколько помещений: прихожую, чайную комнату, галерею и сад. Общая площадь очень невелика даже по меркам японцев, привыкших к маленьким помещениям. В строительстве и отделке используются очень простые материалы, призванные создать впечатление утонченной бедности. За аскетичным решением декора стоит длительный поиск и размышления архитектора. При внешней простоте построить чайный домик дороже, чем обычный дом. Это особая привилегия для строителей – работать над чайным домиком.

Простота убранства чайных домиков имеет корни в буддизме. Дзенские монастыри отличаются простотой убранства, это место жительство монахов, залы для дискуссий и медитации, а не место поклонения. Искуснейшие чайные мастера исповедовали дзен-буддизм и способствовали проникновению дзенского духа в повседневную жизнь людей. Тропинка, ведущая через сад в чайный домик, символизирует первую стадию медитации. Символически происходит разрыв с внешним миром, чувства освежаются, и человек подготавливается к духовному наслаждению, которое ожидает его в чайном домике. В саду высажены вечнозеленые растения; на дорожке, усыпанной сосновыми иглами, то тут, то там подаются крупные камни; небольшие фонари освещают путь. Находясь в городе, в этом месте можно почувствовать себе на природе. Сад при чайном домике устроен таким образом, что у человека возникает чувство спокойствия и уединенности, даже если он находится там не один. Путь по тропинке в саду до чайной комнаты подготавливает гостя, настраивает на нужный лад.

чайный домик

ООО Компания “Чайгород”

Чайный домик – это дом мира, поэтому самурай должен снять оружие перед входом. Каждый входящий низко наклоняется, когда входит в домик из-за низкого дверного проема. Это символически смиряет посетителя, делает всех равными на его территории: как знать, так и простых людей. Гости входят в дом в определенном порядке, самый важный из группы идет первым. Положено поклониться перед картиной или цветочной композицией и затем сесть на свое место. Когда воцаряется полная тишина, входит хозяин. Внутреннее убранство комнаты приглушенных тонов, свет мягкий, предметов немного, кругом невероятная чистота. Чистота в понимании чайного мастера – это не просто отсутствие пыли и грязи, это естественность. Так дорожка в саду не будет чисто выметена, а несколько опавших листов будут покоиться на ней; мокрый след на вазе с цветами не будет вытерт, потому что является ценным напоминанием о свежести росы.

Пристанище пустоты

Чайный домик отражает художественный вкус чайного мастера. Домик никогда не передается по наследству, каждое поколение семьи выстраивает чайный домик заново. Легкие деревянные конструкции делают дом недолговечным. Это прямое отражение философии дзен-буддизма. Дом – это временное пристанище для тела, тело – лишь хрупкое убежище. Дух преобладает над материей. Соломенная крыша, тонкие бамбуковые подпорки говорят о быстротечности и изменчивости. Вечное сосредоточено в душе художника. Дух освещает скромное убранство внутренним светом. Украшение для помещения мастер выбирает в соответствии с поэтическим настроением и выставляет его лишь на время, затем сменяет на другое. Будь то каллиграфическая надпись на свитке или букет икебана, украшение в единственной роде представлено в интерьере. Чтобы прочувствовать и постичь красоту, надо полностью сосредоточиться на предмете, посторонние вещи лишь отвлекают.  Так раскрывается постулат «пристанище пустоты». По мнению японцев, западный стиль в интерьере напоминает музей и воспринимается как вульгарная демонстрация своего богатства.

Отрицание симметрии

Нессиметричность в декоре – это тоже реализация дзен-буддистского идеала. Большее значение придается движению по направлению к совершенству, чем достижению совершенства, которое может быть выражено в симметрии. Сила всего заключена в возможности развития. Попадая в чайную комнату, гость достраивает в воображении убранство по своему усмотрению.  Кроме того симметрия означает повторение, что тоже противно философии дзен-буддизма. На японских живописных свитках не изображают людей, потому что сам зритель обладает телом, ни к чему уделять себе так много внимания. Ни один узор на чайной посуде не повторяется, нет двух одинаковых цветков в букете. Даже форма кувшина и чайника различны: один округлый, а другой имеет углы. Всеми силами избегают монотонность. Даже вазу никогда не ставят на центр подставки. Чайная комната лишена вульгарности, и это дает свободу от тревог внешнего мира. Чайная комната со времен мастера Рикю и до наших дней является местом, где человек духовно отдыхает и восполняет жизненную энергию. Раскрытие принципов дзен-буддизма в интерьере делает это возможным.