Только вкусный чай

Японская чайная церемония во всех подбродностях
image_print

Японская чайная церемония во всех подбродностях

Японская чайная церемония — ритуал, играющий важную роль в культуре японского народа. Он ведет свою историю с древних времен, а в 16-м веке благодаря стараниям мастера Сэн-но Рикю приобрела официальный статус. В наши дни этот ритуал занимает важное место не только в духовной жизни Японии, но и в государственной. Программа мероприятий важных гостей обязательно включает участие в японской чайной церемонии. В основе ритуала чайной церемонии лежит дзэн-буддизм. Смысл и форма чайной церемонии едва ли изменилась с давних времен. Чаепитие нацелено на соприкосновение человеческой души с природой, на достижение гармонии внутреннего и внешнего мира. Чайная церемония олицетворяет собой спокойствие, простоту, естественность, элегантность и изящество.

Японская чайная церемония во всех подбродностях

ООО Компания «Чайгород»

Этикет чайной церемонии отличается строгостью и даже педантичностью, но каждый элемент служит достижению мира в душе человека. Чайная церемония – важная составляющая художественного воспитания японцев. Она учит любоваться красотой в простых формах и предметах. Поэтому помещение, в котором проводится церемония, выглядит просто, но в то же время изысканно. Почти полностью отсутствует мебель, стену украшает свиток с иероглифами, рядом стоит букет икебана, специальная посуда для подачи чая на низком столике, а из комнаты ведет дверь в сад. В современной Японии мастерами чайной церемонии чаще всего становятся женщины, и проводят ее часто в одной из комнат частной квартиры. В Японии существуют курсы, где всех желающих учат тонкостям чайной церемонии.

Чайная церемония по всем правилам

Малоизвестен факт, что чайная церемония включает себя и прием пищи. Чайная церемония подчеркивает красоту и неповторимость момента, важность человеческого контакта. Мастер затрачивает много времени и сил на подготовку к церемонии, чтобы все участники насладились событием в полной мере. Чайная комната в идеале размещается в саду, вне жилого дома. Количество участников тоже играет свою роль, идеальное число гостей – 4 человека. Гостей приглашают в комнату ожидания, где они выбирают главного гостя в своей группе. Помощник мастера ведет гостей в японский сад без цветов, который называется «местом росы». В саду гости отряхивают с себя городскую пыль и присаживаются на скамью, где ожидают главу дома, он же мастер церемонии.
Глава дома омывает руки и рот и выходит с поклоном к гостям, при этом он сохраняет полное безмолвствие. Мастер проводит гостей через ворота, которые символизируют границу между физическим и духовным миром. Первым идет главный гость. Гости совершают ритуальное омовение рук и рта и заходят в чайный домик. Дверь, ведущая в чайную комнату, всего 91 см в высоту. Необходимость опуститься на корточки, проходя внутрь помещения, символизирует равенство людей, которое царит в этом месте и ситуации. Последний вошедший закрывает за собой дверь.

Внутреннее убранство чайной комнаты

Комната выглядит аскетично и просто. На стене висит картина на свитке с изречением. Рисунок и афоризм соответствуют теме церемонии. Гости по очереди выражают свое восхищение картиной и рассматривают чайник и очаг. Бывает печь двух типов: 1) переносная; 2) встроенная в пол, которая обогревает помещение зимой. После осмотра помещения гости рассаживаются. Главный гость занимает особое место. Затем садится мастер и здоровается с главным гостем, а потом и с остальными. Приносят угощение, состоящее из трех блюд: отварной рис, суп «мисо», маринованная или сырая рыба, или маринованные овощи. К еде подают японскую водку «саке». Еда подается на подносе, есть полагается палочками. Гостям предлагают добавку риса, супа, овощей, рыбы.

Роль обсуживающего лица считается более почетной, поэтому на протяжении церемонии каждый гость какое-то время выполняет роль хозяина. Гости наливают хозяину саке, когда тот ест рыбное блюдо, символизирующее изобилие моря и земли. Это блюдо – символ почтения к природе. Когда с основной пищей покончено, приносят кувшин с рисом, который символизирует «последний рис». Гости вытирают бумажными салфетками посуду, из которой они ели и пили. Напоследок, гостям приносят сладкое блюдо. Трапеза завершается.

После приема пищи все участвующие совершают омовение рта. Гостям предлагается выпить немного прозрачного бульона. Разжигают печь, в которую добавляют ароматические масла.
Мастер выпроваживает гостей погулять в саду или побыть в комнате ожидания, тем временем он приступает к приготовлению чая. Помещение трапезы убирают, подметают пол, картина заменяется на букет икебана. Выставляется посуда для приготовления чая. Посуда отличается дороговизной и включает много предметов, каждая вещь – произведение искусства.

ceremonia2

Чаепитие

Вода – это «ин», огонь – это «ян». Свежая вода символизирует чистоту, она налита в котелок. Чай лежит в керамической коробке, которая убрана в шелковый мешочек. Предметы размещают на подставке. Если церемония происходят днем, то звучит гонг; если вечером – звонит колокол. В гонг или колокол ударяют 5-7 раз, это служит приглашением гостям войти в комнату. Гости в прежнем порядке заходят внутрь, омывают руки и рот, любуются посудой, букетом цветов и рассаживаются. Перед мастером церемонии лежит миска с метелкой для размешивания чая, льняная салфетка для протирания посуды, бамбуковый совочек для чая, кувшин с водой, несколько мисок, крышка для чайника. Мастер сосредотачивается на церемонии и отрешается от внешних раздражителей. Он размерено протирает миски тканью, ополаскивает миски и метелочку кипятком, засыпает в миску заварку (на каждого гостя по 3 совочка). Ковшиком добавляет горячую воду из чайника, метелочкой размешивает чайную заварку с водой до густоты горохового супа. Мастер передает миску с чаем главному гостю. Гость кланяется, отпивает пару глотков, вытирает место, в котором губами касался миски, передает следующему гостю. Обойдя круг мисочка попадает к мастеру, который ополаскивает миску, метелочку, протирает совок. Контейнер из-под чая и совок хозяин передает гостям, начинается обсуждение уместных ситуации тем.

Перед уходом заваривается чай еще раз. Это символически означает подготовку гостей к уходу из духовного мира в физический. Гостям предлагают сигареты, хотя в чайной комнате не принято курить. Этот жест означает, что чайная церемония подошла к концу. Гости по этикету должны похвалить мастерство хозяина и выразить одобрение вкусу чая. После чего они уходят, а хозяин смотрит им вслед у двери в чайную комнату.