История фарфора в Европе

История фарфора в Европе

История фарфора в Европе

Всем известен тот факт, что фарфор первыми научились делать в Китае. Китай поставлял фарфор к Европейским царским столам на протяжении нескольких веков. Секрет производства хранили как зеницу ока. Тем временем, в Европе большие умы пытались открыть секрет производства тонкого звенящего фарфора. Наконец, в 1708 году немцам улыбнулась удача, и им удалось повторить достижения китайских мастеров. С тех пор на столе императора Августа красовался немецкий фарфор. В наши дни лучший фарфор производят именно в Германии, а заводы ведут свою историю от первых фарфоровых мануфактур, возникших в 18-ом веке.
Хороший фарфор становится предметом искусства и достоин быть выставленным в музее для всеобщего обозрения. Красивый дизайн, сложный процесс изготовления и качественные материалы являются необходимыми составляющими выдающегося фарфорового изделия.

Тип фарфоровой смеси

Фарфор бывает очень разным: и толстым, и тонким; и матовым, и прозрачным; и звенящим. Каким получится изделие, зависит от типа используемой фарфоровой массы и глазури. Выделяют твердый, мягкий и фарфор промежуточного типа. Твердый фарфор в Германии называют «мейсенским». Немецкий химик Иоганн Бетгер открыл секрет производства китайского фарфора, находясь в городе Мейсен. А по качеству фарфор получился белым, твердым, небьющимся, звенящим как колокольчик, совсем как знаменитый китайский фарфор.
Мягкий фарфор открыли в Италии на 200 лет раньше твердого. Посуда из мягкого фарфора получается более прозрачной со сливочным оттенком, легкой и звонкой. Однако материал отличается меньшей жаропрочностью и хрупкостью. Иногда мягкий фарфор называют художественным, потому что из податливого материала у талантливого гончара выходит очень изящная посуда.
В Англии в 18-ом веке открыли рецепт фарфора «китайская кость». Костяной фарфор является промежуточной формой между твердым и мягким, сочетая в себе лучшие свойства обоих материалов. Костяной фарфор почти такой же прочный на выходе, как твердый фарфор, и почти такой же удобный в работе, как мягкий. Готовые изделия получаются прочными, матово-прозрачными, желтее твердого, но светлее мягкого фарфора.

Качество фарфора

Производство качественного фарфора процесс трудоемкий и имеет много особенностей. Ключевым компонентом является белая глина коалин. Масса замешивается из глиняной пудры, которая должна быть мелкой и не содержать нежелательных примесей. Если фарфор имеет сероватый оттенок, значит, он изготовлен из не очень качественного материала. Качественный фарфор имеет теплый оттенок – белый или сливочный, на просвет не должно быть заметно никаких вкраплений. Фарфор никогда не покрывают росписью целиком, чтобы иметь возможность оценить его качество. Качественный фарфор должен быть подчеркнут, а не замаскирован броским рисунком.

Расписные техники

Рисунок может быть нанесен вручную, выполнен в технике деколь или быть рельефным. Ручная роспись ценится выше, изготавливается на заказ. Фарфор, расписанный вручную по индивидуальному заказу, называют мануфактурным. Техника деколь предполагает перевод рисунка на поверхность фарфорового изделия. А рельефный фарфор изготавливается путем создания возвышений и углублений на поверхности, которые образуют узор. Иногда изготавливается сложная форма с уже включенными рельефными элементами дизайна, в других случаях детали декора приклеиваются поверх изделия.

Русский фарфор

В России секрет фарфорового производства был разгадан независимо от Европы или Китая в середине 18 века. Автором первой русской фарфоровой смеси стал Дмитрий Виноградов. Для императрицы Елизаветы Петровны был изготовлен сервиз «Собственный», который включал огромное количество предметов.  Сервиз был вручную расписан, нанесен рисунок в виде сетки; а на некоторых изделиях присутствовал рельефный декор в виде цветов. Императорский фарфоровый завод в России функционирует по сей день, а знаменитый сервиз хранится в Эрмитаже.

История фарфора в Европе

Сервиз “Собственный”