О фарфоре

О фарфоре

О фарфоре

В Китае всегда особенно ценился полудрагоценный камень нефрит. Из этого камня изготавливались статуэтки, вазы и другие элементы декора. В начале 8-ого века вдруг в продаже появляется удивительная белая блестящая посуда, которую называют нефритовой. На самом деле это, конечно, был не нефрит, но не менее замечательный материал – фарфор. Купец Тао Юй в короткие сроки сколотил огромное состояние, торгуя фарфоровой посудой. Слава о которой распространилась по миру, пока не достигла берегов Европы.

Как изготавливают фарфоровые изделия?

Гончарное дело очень древнее и несмотря на современные технологии, мало изменилось. До сих пор существуют производства с применением ручного труда. Город Цзиндэ – это малая родина фарфора. Неподалеку добывается глина коалин, служащая сырьем для изготовления фарфора. На этапе подготовки сырья каолин замачивают в воде. Фильтруя отстоявшуюся воду, мастера стремятся получить податливую массу, состоящую из однородных песчинок. Когда сырье готово, гончар принимается лепить посуду. Он раскручивает гончарный круг с помощью палки, а потом сноровистым движением надавливает на комок коалина. Из под его рук выходит чайник или ваза. Затем наполовину высохшее изделие поступает к точильщику. С помощью резца мастер доводит толщину стенки до 2 мм. Толщину стенки у фарфоровой чашки сравнивают с яичной скорлупой, поскольку фарфор получается тонким и полупрозрачным. Теперь изделие можно расписывать.
Подглазурная роспись – искусство, которое подвластно только хорошему художнику. Художник использует, как правило, синий оттенок краски (кобальт). До обжига фарфор очень хорошо впитывает влагу. В том месте, где кисть задерживается дольше, получается более интенсивный цвет. Сложность заключается в том, что на этапе нанесения рисунка синий цвет выглядит одинаковым по интенсивности. Искусный художник, варьируя темп нанесения рисунка, добивается получение оттенков от голубого до темно-синего.
Затем фарфоровые изделия окунают в глазурь и отправляют на сушку. Часто доски с посудой размещают на крышах домов. И с высоты открывается удивительный вид – белые крыши домов, поблескивающие на солнце. После просушки изделия обжигают в печах. Обжиг – сложный процесс, на который влияет множество факторов: от погоды до качества дров. Именно на этом этапе фарфор должен приобрести свойства, которые позволяют сравнить его с нефритом. Требуется большой опыт, чтобы идеально обжечь фарфор.

О фарфоре

Гончар изготавливает кувшин